Правозащитная организация
«Общественный контроль Пермского края»

т. +7 (342) 273-77-68

Бесплатная юридическая консультация

Возврат некачественного товара

в пределах гарантийного срока

             Потребитель при обнаружении в товаре недостатков согласно пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

            Указанные требования могут быть предъявлены потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель в данном случае свободен в выборе определенного требования из этого перечня (п.2 ст.18 Закона о защите прав потребителей).

          Однако следует учитывать, что при реализации этих способов защиты прав потребителей в отношении технически сложных товаров названная статья закона устанавливает некоторые особенности.

             В случае обнаружения в таком товаре  недостатков потребитель  вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег либо заменить товар в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

             По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара – под существенным недостатком товара понимается - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
  • нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (согласно ст.20 Закона о защите прав потребителей срок устранения недостатков не может превышать 45 дней);
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

             Таким образом, требование об обмене технически сложных товаров может быть правомерным при наличии вышеуказаных обстоятельств.

 

 Примечание: Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924.

 

Возврат товара надлежащего качества

             Помимо возврата некачественного товара закон также допускает возврат товара надлежащего качества.

             Так в силу статьи 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе в течение 14 дней обменять непродовольственный товар у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Возврат товара возможен, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

            В том случае, если аналогичный товар у продавца отсутствует в продаже на день обращения потребителя, потребитель вправе потребовать возврата уплаченных за товар денег.

             Такое требование потребителя (о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы) подлежит удовлетворению в течение 3 (трех) дней со дня возврата указанного товара.

 

             Кроме того, закон также позволяет вернуть товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом.

         Порядок и условия возврата товара, приобретенного таким способом предусмотрен статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей и Правилами  продажи товаров дистанционным способом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612).

           Так согласно пункту 4 названной статьи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. При этом, если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки, этот срок составляет 3 (три) месяца с момента передачи товара.

             Пи этом в настоящем случае возврат товара надлежащего качества возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства.

          Исключение из этого правила составляет товар, имеющий индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Возврат такого товара не допускается в любом случае, если товар качественный.

             При отказе потребителя от товара продавец должен вернуть деньги, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.


Примечание: Под дистанционным способом продажи товаров, названные Правила понимают способ продажи товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.